В субботу в Городском выставочном зале закрылась грандиозная ретроспективная художественная выставка «Река времени. Из века в век…», посвященная 50-летнему юбилею ДХШ № 1. Каменские зрители тепло отзывались о прошедшей выставке, за прошедший месяц они увидели, чем занимается художественная школа на протяжении полувека: в экспозиции были представлены детские работы, начиная с 1989 года.


Большинство работ хранится в фондах школы, а их юные авторы в разное время получили заслуженное признание, участвуя в различных творческих конкурсах. Многие из них в дальнейшем выбрали профессию, связанную с творчеством.
Классическим примером академического направления ДХШ № 1 и показательным образцом академического рисунка и графически безупречной пластики являются карандашные рисунки учеников, выполненные в разные годы под руководством одного из старейших педагогов школы, заслуженного работника культуры В.Г.Ваганова. Методика преподавания этого педагога стала образцом в художественном образовании, а его разработки по академическому рисунку помогли многим преподавателям художественных школ области. Сам предмет «рисунок» — не из легких занятий, требующий от ребят жесткой самодисциплины, внимательности, усидчивости, наблюдательности, уважения к натуре. Ученики ДХШ № 1 знают, что академический рисунок для будущего художника – это база для всего изобразительного искусства и для самого художника.


Работа «Натюрморт с валиком», написанная в 2001 году 15-летнием Игорем Жуком под руководством преподавателя А.И.Яковлева – очень символична для школы и даже попала на обложку нового школьного сайта (о нем позже). Удачно скомпанованный, технично исполненный и академически точный рисунок оживляет свободная работа акварелью и гуашью. Что еще раз говорит о неизменной творческой составляющей в академическом преподавании. Главный принцип преподавания заключается в том, что ученик, независимо от возраста, имеет право рассуждать вместе с учителем о применении законов академического образования в каждой своей, даже самой маленькой, работе. Учитель в таком контексте становится помощником, советчиком и другом, а ученики — творческими личностями, на деле применяющими свои знания и умения. Покойный Александр Ильич Яковлев придерживался именно таких принципов, взращивая талантливых художников. Школа ставит задачу не только посвятить детей в основы художественной грамоты, но и помочь им раскрыться эмоционально, почувствовать в себе потребность к творчеству.


Автор умело выполненной в 2000 году работы «Холодная весна», Михайлова Лена, продолжила учебу в художественном учебном заведении в пригороде Санкт-Петербурга. Ее преподаватель – О.В. Неупокоева – вместе с мужем, И.А. Неупокоевым, — выпускники Свердловского художественного училища им.И.Д.Шадра. Одно время они были лучшими педагогами школы, внесшими большой вклад в методику преподавания искусства детям. Сегодня они живут и трудятся в другом городе. Работы их учеников отличает ясность и цельность, владение основными академическими приемами живописи и графики. Как, например, в графике «У обрыва» 15-летней Елены Степановой за 1998 год. Здесь нет чистой графики, нет пленэрности, но есть великолепное соединение акварели и пера, надрывная, очень личная, линия и приглушенный цвет. Лиричная и эмоциональная работа приглашает зрителя к серьезным раздумьям и догадкам.


Мелодию жизнерадостного знойного колорита передает 15-летняя Ирина Зайкова в станковой композиции гуашью «Барселона. Город, оставшийся в сердце» (часть триптиха), руководитель – Н.А.Чильникина. Дипломная работа выполнена не в классической манере, с применением явных творчески свободных элементов живописи. Прямо-таки певучая по цвету работа притягивает взгляд, заставляя подробно рассматривать каждую деталь в наполненной различными сценками бытовой жизни солнечного города. Одним ребятам ближе неброская прелесть природы, другие, наоборот, предпочитают звонкие и яркие краски солнца. Девочка однозначно наделена естественным колористическим чувством, которое всячески поддерживали и развивали учителя ДХШ. Кстати, работа была выполнена на пленэре в самой Барселоне: ученики ДХШ № 1 в рамках музейной практики частенько выбираются за пределы родного города и даже страны. Вот и эта поездка в Испанию была организована в 2014 году преподавателем ДХШ № 1 Н.А.Чильникиной. По эскизам, созданным в Испании, позже ученица сделала удивительно живую картину: с оригинальной компановкой, гармоничной композицией, выражающей авторскую позицию и идею – восхищение одним из красивейших портовых городов мира, его благосклонной к человеку природой и уникальными памятниками искусства (на заднем плане виднеются остроконечные башни знаменитого собора Саграда Фамилия Антонио Гауди). И в гармоническом цветовом единстве голубого, желтого и зеленого она искусно «поймала» солнце, запечатлела то самое прекрасное мгновение, за которым гонялись еще импрессионисты.


Не так много сегодня художественных школ, где одновременно есть академическое отделение и прикладное. Причем преподавание декоративно-прикладного искусства, начиная с азов и заканчивая полупрофессиональным опытом. Детской художественной школе № 1 повезло. Уже много лет благодаря преподавателю Е.Н.Маклашовой дети в школе постигают основы народных промыслов, в частности уральской росписи. На выставке представлены индивидуальные и групповые работы ее учеников, выполненные по мотивам уральской росписи: панно и складни, Отталкиваясь от старых образцов народного промысла, ребята осваивают стилизацию и технику истинно уральского ремесла. Вместе со своим преподавателем они регулярно становятся победителями и призерами различных творческих конкурсов, как, к примеру, панно на дереве «Русские народные промыслы» (А.Гончаренко, 2017 г), которая стала призером Областного конкурса декоративно-прикладного искусства «Сад декоративного искусства». Работают ребята вдумчиво, бережно относясь к традиции. И можно с уверенностью сказать, что история старинного уральского промысла продолжается.


Высочайший уровень техники и мастерства демонстрируют ученики М.В.Касимовой, которая много лет преподает в школе батик. Стилизованная по принципам иконописи работа ее ученицы Ксении Тарапон, «Ай, брусничный цвет, алый да рассвет…», заняла много призовых мест на творческих конкурсах разного уровня. Русские былины и сказания, рожденные в давние времена, живут в диптихе юной мастерицы из ДХШ №1 Марии Хороших – «Буквицы», 2014 года. Ее работа получила 1 место в региональном конкурсе «Надежды Урала» и еще плюсом – 10 баллов для поступления в архитектурный ВУЗ. В этом году Мария уже закончила магистратуру УРГАХА.


Почти во всем, что творят дети на занятиях керамикой у заслеженного педагога И.В.Паздникова, есть своя философия — в птицах, пеньках, рыбах, домах… Живая, пластичная глина – благодатный материал в руках юных художников, которым свойственно мыслить художественными образами. Серия «Неправильные птицы» создавалась ребятами поэтапно: смотрели картинки с изображениями обычных птиц, потом делали эскизы птиц, не похожих ни на какую породу, собирали их попарно для экспозиции и придумывали интересный сюжет. Так появились групповые работы «Ну, и уходи!» и «Давай споем!» (керамика, соли, керамические краски). Эти сценки вызывают улыбку, их весело разглядывать. А диптих «Два пейзажа» Кати Чуркиной, созданный под руководством И.В.Паздникова в 2018 году, побывал сразу на нескольких художественных выставках, в том числе и на уровне области, а на выставке «Сад декоративного искусства» получил гран-при. Пейзажи посвящены родному Каменску и его памятникам природы, сделаны в смешанной технике: дерево, ДВП, листья, мозаика. И преподаватель, и ученик впервые работали в подобной технике – флористика и коллаж одновременно. Долго прорабатывали тему, добиваясь лишь намека на объекты, пейзажные элементы и формального заполнения поверхности. Все в этом диптихе изысканно – игра формы, цвета, фактуры.


В последние годы в школу пришло много молодых и талантливых педагогов, на кого ложится ответственность творить историю школы в следующие 50 лет. Выставка подошла к концу. История же нашей школы продолжается.

И.Постоян