

В честь 55-летия Каменск-Уральской ДХШ № 1 в школе открылась выставка каменского художника, когда-то нашего педагога, Суханова Владимира Дмитриевича «Владимир Суханов. Масло, акварель». В экспозиции представлены работы из фондов нашей школы. Художник входил в число педагогов, которые стояли у истоков основания первой художки.

Будущий художник Владимир Суханов родился 19 мая 1937 года в маленькой деревушке Сарагулка на севере Свердловской области. Детство его, как и многих детей того времени, было омрачено войной. В 1941 году отец ушел на фронт, а вскоре тяжелая болезнь забрала мать. Осиротевшие дети попали в детский дом. Маленький Володя, еще не умевший писать, отправлял отцу на фронт вместо писем трогательные детские рисунки, полные надежды, что отец вернется живым. Так и случилось.
После войны отец забрал Володю и его сестру из детского дома, женился. Появились еще братья и сестры. Отец устроился работать на щебеночный карьер в Каменске-Уральском, где и пустила корни большая дружная семья Сухановых. Старший сын Володя, несмотря на тяготы жизни и необходимость помогать семье, не оставлял своего увлечения – рисования. После ремесленного училища и двух лет работы на Красногорской ТЭЦ, судьба привела его в изостудию Иосифа Жулковского при ДК УАЗа. Эта встреча стала судьбоносной. Жулковский стал для Владимира не просто учителем, а настоящим наставником и другом, помог ему найти свой путь в искусстве.
После армии Владимир твердо решил посвятить себя живописи. Он поступил в Уральское училище прикладного искусства. Получив диплом, вернулся в родной Каменск-Уральский, работал художником в ДК «Юность», на ПО «Октябрь», преподавал в детских художественных школах №1 и №2. Владимир Дмитриевич обладал редким педагогическим даром – он видел ошибки и в своих работах, и в работах коллег и учеников, умел доходчиво объяснить и показать, как все исправить. Все это время он продолжал творить, с одинаковой любовью работая над пейзажами, портретами и натюрмортами, проявляя себя как талантливый живописец и рисовальщик.


Вдохновляясь творчеством Врубеля, особенно «Царевной-Лебедь», Суханов часто говорил своим ученикам: «Не старайтесь писать точно так, как есть в натуре, в живописи свои законы». В некоторых его работах, например, в акварельном натюрморте «Посвящение Врубелю»(этот натюрморт в экспозиции школьной выставки), можно увидеть отголоски врубелевской манеры. Не менее сильное влияние на Суханова оказал Николай Фешин с его виртуозным рисунком и поразительным чувством цвета. Подобно Фешину, Владимир Дмитриевич уделял особое внимание композиции цветовых пятен, стремился к гармонии тональных отношений, плавным переходам из цвета в цвет, особенно в портретах и работах с обнаженной натурой.


В своем творчестве он с удивительной легкостью переходил от легких акварелей к насыщенным, пастозным масляным работам. Мир натюрморта в его исполнении расцветал сочными красками цветов, которые он писал с особой любовью и трепетом, мастерски передавая изысканную форму лепестков и стеблей. Глядишь на эти красочные букеты и чувствуешь их знакомый аромат. Сухановские пейзажи родного города, особенно осенние, проникнуты особой лирикой и ностальгией. Золотая осень Суханова – это не просто смена времен года, это целая философия, размышление о прекрасном и мимолетном. О неожиданных и эффектных открытиях: как нам повезло, в каком сказочном месте мы живем! Женские портреты кисти мастера поражают своей психологической глубиной и тонким пониманием женской души. Его женщина – это женщина-загадка, задумчивая мечтательница, женщина мыслящая. В каждом взгляде, в каждом жесте – история, полная тайн и недосказанности. Законченные произведения и этюды художника – это точный рисунок и ясная композиция, но главное в них – Цвет. Связь цветовых пятен, игра контрастов, которые пленяли зрителя, вызывали глубокий эмоциональный отклик. Суханов не просто изображал натуру, он чувствовал ее, вживался в нее, вкладывая в каждую работу свой темперамент и энергию.
Ушел Владимир Дмитриевич слишком рано. Болезнь не позволила ему воплотить в жизнь все творческие замыслы. Но его картины живут, украшая Городской выставочный зал, хранятся в коллекциях друзей, у вдовы художника — Лавит Л.И., а также в фондах художественной школы, напоминая нам о талантливом мастере, влюбленном в жизнь и красоту. На школьной выставке можно увидеть несколько цветочных натюрмортов и уникальный вид на Старый Каменск. Работа написана, когда еще в Свято-Троицком соборе не было колокольни, а Покровская церковь на улице Революционной еще не приобрела свой небесно-голубой цвет.


Иван Васильевич Паздников о Суханове:
«Рисовальщик, живописец, оформитель, монументалист – художник, без которого была бы неполной, менее яркой картина состояния художественной жизни в Каменске-Уральском.
Мне посчастливилось быть в кругу его друзей, иногда наблюдать процесс создания им произведений, видеть медленное изменение взглядов приверженца классицизма на авангардное искусство в сторону его признания и взвешенной, а порой, бурной симпатии к нему.
У Владимира Дмитриевича в жизни была счастливая встреча с Учителем – мощным художником Тимофеем Коваленко. След остался на всю жизнь в ученике и выразился в характерных живописных обобщениях, темпераментной кисти, ясности композиции. «Коваленковость» характерна для ранних работ В. Д. Суханова. Но, в изменившейся живописной манере ученика, Учитель до последних холстов присутствовал.
С годами у Владимира Дмитриевича появился только ему присущий декоративизм, облекающий собой крепкие формы. Притом, что пейзаж тяготел к эпичности и реализму, портрет – к сентиментальности и романтизму, натюрморт – к лиризму и символизму.
Отдельно от живописи стоит акварель – чудная сама по себе, особенно в исполнении Суханова. Его акварель можно назвать «школьной» по характеру постановок, но манера исполнения делает «школьность» менее заметной, и на передний план выходит Художник со своей самобытностью.
Многое из представленного на выставке можно отнести к понятию «накопление материала» — наброски, этюды. Но какая рука! Какой точный взгляд на объекты жизни! Какой психологизм в маленьком рисунке, именуемым наброском! По деталям, по свидетельствам различных ситуаций, по их узнаваемости, полноте в каждом тематическом карандашном листе усматривается картина.
Этюд-впечатление таковым и является – вспышка живых ощущений художника, нашедших воплощение в красках. Этюдность – характерное состояние многих экспонатов. И за ней – этюдностью – стоит драгоценное качество живого отклика на разные аспекты бытия.
Сейчас можно точно сказать, что Художник, к сожалению, недовоплотился, ибо его любопытствующий взгляд на авангард не успел произвести изменения в его художественном сознании: слишком много сил было потрачено на борьбу с тяжелыми болезнями. Но со зрителями – с нами остался искренний лирик, точный реалист, тонкий романтик, эпический монументалист, и немаловажно добавить – Гражданин. Тому подтверждением являются темы, посвященные Игорю Талькову, Великой Отечественной войне. Но и пейзаж земли уральской, земли русской, и портреты красивых русских людей – из внутренней позиции Художника-Гражданина.
Творческий итог Владимира Дмитриевича Суханова – пример преданности искусству и силы человеческого духа».
Подготовила Инна Постоян