В нашей школе в рамках празднования 225-летия русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина открылась выставка работ каменского художника Юрия Северухина «Мой Пушкин». Все работы любезно предоставлены семьей Юрия Михайловича из бережно хранимого архива мастера.

Художник Юрий Северухин (1936-2009) – известный каменский живописец, график, мастер мелкой пластики. Он поистине стал для Каменска-Уральского целой эпохой. Эпохой яркой, цветной, многогранной. Он стоял у истоков Каменска художественного, начав заниматься еще подростком в студии Ивана Сергеевича Грибова в ДК СТЗ. «… в 50-е годы у Грибова занимались Северухин и Пермяков. Тяга к творчеству была огромной, использовались малейшие возможности для организации студий и выставок. Мое первое участие в выставке в 1951-52 годах»(из воспоминаний).  
Во время службы в армии обучался в студии военных художников, руководил которой Народный художник СССР Н.Н. Жуков. Окончил областные курсы художников-оформителей. Как театральный художник проходил стажировку в московских театрах. Работал главным художником в театре драмы г. Каменска-Уральского. С 1976 года являлся председателем Городского творческого объединения, членом городского художественного совета. Работы художника находятся в частных и государственных коллекциях в нашей стране и за рубежом. Альбом «Мой Пушкин» — в библиотеке Госдепартамента США, мелкая пластика – в музее декоративно-прикладного искусства г. Москвы, графические работы – в Швеции, Германии, Болгарии, Японии, Канаде.
   «Творческие интересы Юрия Северухина поражают разносторонностью. Здесь и рисунки на остросоциальные темы, и пейзажные зарисовки, и портреты современников, и малая пластика. Художник смотрит на мир влюблёнными глазами, восхищаясь причудливостью форм, отыскивая для себя даже в неприглядном какую-то красоту» — писала о нем искусствовед Ирина Глазунова. Можно сказать, Северухин, вместе со своим другом Владимиром Пермяковым, на долгие годы сформировал художественный вкус каменцев, их сегодняшние предпочтения и тягу к прекрасному.
Характер художника сформировали еще детские впечатления. Как он сам вспоминает, в 6 лет он прочитал Михаила Зощенко, в 14 лет – Ленина, в юности, в пору первой влюбленности, ему вторил своими сладостными песнями Александр Вертинский. Лирика, юмор и справедливость –  с ними он шел по жизни.  Уже выбрав для себя нелегкую стезю художника, Северухин черпал вдохновение  в творчестве Тулуз Лотрека и Амадео Модильяни, японского художника Утамаро. Большое влияние на Юрия Михайловича оказала русская икона – он часто возвращается к ней, интерпретируя духовную тему по-своему, выходя за каноны, но используя стилистику, разбавляя приглушенный колорит иконы резкими красочными пигментами космической расцветки. В своих работах, особенно «философского» периода, где он рассуждает о мироздании, пытается выразить свои идеи и образы, Северухин не боится контрастов и резких цветовых сопоставлений.
Северухина называли «поэтом цвета и художником слова» — он писал стихи, рассказы, разговаривал на правильном литературном языке. Поэтому не удивительно, что в своем изобразительном творчестве он обратился к теме Пушкина. Его иллюстративная графическая серия по Пушкину –  апогей его таланта. В писаном-переписанном Пушкине он сумел найти своего поэта, такого близкого и в то же время, такого недоступного по своему величию. Одни только голубые глаза великого поэта  чего стоят! Удивительно, но Пушкин в иллюстрациях Северухина получился одухотворенным мечтателем. И если в первых своих работах пушкинского цикла Юрий Михайлович опирается на поэзию Пушкина, иллюстрируя и помогая нам помочь постигнуть поистине золотые страницы, то в последующем он обращается уже к сложным перипетиям биографии поэта, к его личной жизни, ко времени, в котором тот жил. С северухинских акварелей на нас смотрят декабристы, Наталья Гончарова, Денис Давыдов, Михаил Лермонтов… Композиционно выстроенные сюжеты легки для восприятия, как в экспозиции, так и в книжном варианте, недаром, они вошли в альбом «Мой Пушкин», изданный в 1999 году.

«Для художника Пушкин – золотая жила, — говорил он.- Уверен, что соприкасаясь с поэтом, любой человек подымается и духовно, и возвышается средь быта»

«Вот они – нелепости и мудрость…
В народе русском, всей душой родном,
Где геройство переходит в трусость,
Где совсем не крепость отчий дом.
Где и в Божьем Храме нет спасенья…
Смысла нет в Безрадостном служеньи…
Правды нет и в смерти вознесенья…
Но живут его стихосложенья…
В кабаках, в театрах, но живут –

Там где мы нашли себе приют…» (написано рукой Ю.Северухина на одном из листов «Пушкинианы» в 1982 году)

«После смерти Пушкина
Пока ты живешь, мы с тобою просты,
но надо случиться моменту …
«к могиле твоей мы приносим цветы,
Цветы – твоему монументу…» (написано на одном из листов «Пушкинианы» рукой Ю.Северухина в 1980 году)

    Жизнь и творчество Юрия Северухина могут послужить примером для наших современников. Для ныне живущих художников и скульпторов у него свой наказ: "Художник не тот, кто хорошо рисует, а тот, кто с неподкупной честностью смотрит на действительность и умеет в свежей форме выразить гордую и независимую мысль. Художник тот, кто приносит в уже существующий мир новые духовные ценности, радующие и волнующие душу, тревожащие сердце и мозг». 
   Мир Северухина был выше обыденности, как и он сам был выше повседневной суеты. Северухинский мир был светлее и радостнее нашего, а тем более, его времени - со сменой государственной формации, нехваткой финансов и вечным дефицитом, с цензурой, с которой он иногда сталкивался. Юрий Михайлович знал что-то такое, что делало его солнечным человеком, дарящим всем окружающим свет и радость.

«Серую повседневность преврати в жемчуга –
тогда ты художник»
.

видеозарисовка с выставки

https://vk.com/risuemkamensk?z=video-135541044_456239206%2F80bab1c967ec439357%2Fpl_wall_-135541044