В Городском выставочном зале продолжается Областная выставка-конкурс «Сад декоративного искусства». И 1 апреля экспозицию посетило выставочное жюри, состоящее из специалистов по декоративно-прикладному искусству: профессор, старший преподаватель кафедры Искусства интерьера УралГАХА г. Екатеринбург, Член Союза художников России Галина Борисовна Храмцова; доцент кафедры Декоративно-прикладного искусства Института изобразительных искусств УралГАХА, г. Екатеринбург, член Союза художников России Наталья Александровна Чухловина и доцент кафедры Искусства интерьера УралГАХА, г. Екатеринбург, Член Союза художников России Олеся Владимировна Базуева. Они очень внимательно знакомились с работами на выставке, где, для беспристрастности, все этикетки с фамилиями авторов были временно закрыты. Главным критерием при определении победителей было высокое качество исполнения работы, гармоничность, грамотное отношение к композиции и бережное отношение к материалу.
По результатам голосования жюри, призовые места заняли работы учеников Каменск-Уральской ДХШ № 1, ДХШ № 2 им. Г.С.Мосина г. Екатеринбурга, ДШИ пос.Калиново Невьянского ГО, ЦДО г.Каменская-Уральского, Покровская ДШИ Каменского района, Каменск-Уральская ДХШ № 2 им. В.М.Седова, Ирбитская ДХШ, Колчеданская ДШИ Каменского района, Сосновская ДШИ Каменского района, Арамильская ДШИ, ДХШ г.Полевской. Гран-при за работу из камня «Синичка» Максима Мерзанова (преподаватель О.Ю. Четыркина) получил Центр дополнительного образования г.Каменска-Уральского.


По общему впечатлению членов жюри, проводимого на областном уровне масштабного проекта «Сад декоративного искусства» показывает огромный интерес детей к творчеству, а вместе с преподавателями они берутся за самые сложные темы и трудоемкие материалы.
— Хочу пожелать всем школам как можно больше заниматься декоративно-прикладным искусством. Владение декоративной композицией дает большие возможности после школы, большой диапазон профессий: можно трудиться в сфере дизайна, в сфере народных промыслов, в сфере художественного свободного творчества. На выставке множество замечательных талантливых работ, они отмечены наградами. Призываю педагогов внимательнее относиться к преподаванию декоративной композиции в разных материалах. Если не хватает знаний, нужно учиться, сейчас есть технические возможности посещать семинары и лекции онлайн. Часто преподаватели допускают ошибки, думая, что чем больше средств они применят в ДПИ, тем лучше. Все наоборот: композиция в ДПИ ценна ясностью, не вычурностью, не должно быть никаких лишних линий, кудрей, завитушек. Элементы, модули композиции должны перекликаться между собой. Это необходимо для гармонизации декоративной композиции, — поделилась своими впечатлениями Наталья Александровна.
Еще она отметила, какое восхищение у жюри вызвали работы, исполненные в камне (речь об изделиях камнерезного искусства от ЦДО г.Каменска-Уральского). Камнерезное искусство – исконно народное уральское искусство, но сейчас, как заметила Наталья Александровна, нечастое. Для его преподавания в школах требуется немало вложений и усилий. Представленные на выставку детские работы, созданные под руководством преподавателя ЦДО Оксаны Юрьевны Четыркиной – очень естественны по композиции, где нет ничего лишнего, приукрашенного, нарочитого. Есть только ясность, чистота и скромность, натуральность уральского камня. Поэтому работа «Синичка» единогласно признана лучшей на выставке и получила Гран-при.
Об ошибках в декоративной композиции сказала и председатель жюри Галина Борисовна Храмцова, заметив, что последние два года преподавателям прикладной композиции было особенно трудно – учить на дистанте работать с материалов весьма сложно. Но, судя по выставке, школы справились – жюри увидело уникальные вещи, новое прочтение традиционных стилей.
— И все же на выставке есть много «сырых» работ, на стадии эскизирования, которые мы не могли оценить: как творческие работы в данной технике или авторские высказывания? Есть работы в «несоединяемых» материалах. Все-таки выставку «Сад декоративного искусства» мы оценикали с точки зрения декоративной композиции, где обязательно создание центра, линейное, пятновое рисование, интересный сюжет, интересное решение и исполнение в материале. А в некоторых работах мы не увидели всего этого. Значит, нужно больше всего обращать внимание на работу с композицией. Кроме того, мы должны соблюдать технологию в работе. Если мы обучаем детей ткать, то нужно учить ткать, если расписывать, то учим росписи. Чтобы они не привыкали к безответственной работе с материалом, что нельзя брать абы какие краски на абы какой ткани. Или соткать что-то, а потом сверху приклеить что-то несуразное. Такие вещи подрывают основу ДПИ, это нельзя допускать ни в коем случае. А если вы допускаете эксперимент, то опять же объясняйте детям, зачем вы это делаете: мы взяли это, взяли это, сложили в пазл, получили эклектику ради того, чтобы получилась современная работа. Но к этому моменту ученик уже должен мастерски управляться со всеми техниками, — предостерегает преподавателей Галина Борисовна.
Как пример грамотной работы над развитием навыков она приводит в пример Каменск-Уральскую ДХШ № 1. По представленным на выставке работам в технике уральской росписи видно, как поэтапно (по возрасту) развиваются у детей навыки росписи, как совершенствуется техника. И на выходе из школы (выпускные работы) они делают уникальные вещи, поразившие жюри. Конечно, как заметила председатель жюри, здесь большая заслуга мастера-преподавателя, у которого учатся дети. В ДХШ № 1 это мастер по урало-сибирской росписи Елена Николаевна Маклашова. Именно вокруг таких преподавателей держится качественное образование, и зачастую возникают уже полноценные творческие центры. Галина Борисовна пожелала всем участникам выставки дальнейших творческих успехов и развития.


Олеся Владимировна Базуева отметила, как самые понравившиеся ей, работы в текстиле из ДХШ № 1 г.Каменска-Уральского:
— Как художник по текстилю, вижу, что эта коллективная работа сделана на высочайшем уровне. И в целом, на выставке очень много качественно выполненных работ в текстиле. Выставка, как всегда, наполнена интересными работами в самых разнообразных техниках. Но хотелось бы обратить внимание на структуру композиционного строя, хотя с технологической стороны все безукоризненно. Благодарю всех преподавателей за то, что им удалось зажечь в детях искорку рукодельного творчества.
Мнение серьезного жюри всегда важно для участников выставки-конкурса, и не столько ради результата – кто и какую награду получил, — скорее, ради объективного и беспристрастного мнения профессионалов о самой выставке и представленных на ней работах. И мы снова приглашаем всех горожан посетить выставку-конкурс «Сад декоративного искусства» — пройтись по залу, присмотреться к работам, уже с учетом мнения профессионалов, взять что-то себе на заметку.