В школе сейчас проходит персональная выставка нашего педагога-художника Анны Александровны Дувановой «Ирония жизни», где экспонируются ее работы в стиле современного примитивизма.
Сегодня, когда в мире царит «цифра», фотография и реалистичная живопись, этот стиль кажется особо душевным и по-детски простодушным. Подслушанное и подсмотренное на улицах города, дома и на даче, в гостях у родных и друзей – все это становится поводом для написания наполненных добротой и душевным теплом работ.


Примитивизм в искусстве отличается простотой и наивностью исполнения, яркими цветами, выразительными формами и эмоциями, которые мы так ценим в детстве. Поэтому творчество в этом стиле часто стилизовано под детские рисунки, что придает ему особую непосредственность и очарование.
Часто у Дувановой бытовые сценки на бумаге – почти готовые сюжеты для веселого и доброго рассказа, приправленного юмором и иронией. Недаром любимый писатель Анны Александровны – Михаил Зощенко, его рассказы и фельетоны служат вдохновением для новых работ.
Каждая работа художницы выполнена с особым вниманием к деталям и характерам главных героев, подчеркивающим конкретное настроение. Будь то мамаша, бегущая с ребенком поутру в детский сад, или довольная урожаем супружеская пара дачников. А тут привычные в городе немолодые «зожницы» со скандинавскими палками: без слез (от смеха) не взглянешь! Одна из подружек, та, что в спортивном, бодро шагает рядом со своей собачкой, зато вторая, постарше и в тяжелом пальто, выпучив от непривычных усилий глаза, еле поспевает за товаркой. Очень добрый смех и легкий гротеск мы видим и в женских портретах. Вот сидит жеманная девица, задумавшись над пирожным: «ой, ну я только чуть-чуть, только попробую…». Как говорится, и хочется и колется, а фигуру надо беречь.
А вот еще одна девушка, на фоне моря с корабликом вдали, а кораблик-то непростой – с алыми парусами. Но вы приглядитесь к девичьей мимике: сколько скептицизма и сомнения, мол, не верю я в эти сказки. Примечательно, в женских портретах, что на выставке, есть одна объединяющая черта – у всех длинная-предлинная шея как символ некоей воздушности, оторванности от жизни. Не то, что приземленные дамы с авоськами, что на стене напротив. Там и шеи не видать, и, похоже, калории в печенюшках они не считают. Главный же портрет на выставке – дама в красном. Настоящая женщина, с преувеличенно пышными формами, в модной шляпке и с куколкой в руках. Оказалось, это портрет мамы нашей художницы. Мама много лет коллекционировала кукол и довольно часто становится моделью для своей дочери.


Сама художница говорит, что искать темы для творчества ей не приходится, их полно вокруг – «достаточно в очереди постоять». Просто рисует своих друзей и родственников, к примеру, дачники – это ее родители, они счастливы от того, что выкопали картошку. Мужа своего представила в виде ангела Ильи, а сестру с ее мужем – символическими героями мультика «Котопес». Пейзажи художница тоже пишет, природу она любит, но людей изображать гораздо интереснее: «Хочется показать саму жизнь, что можно ко всему относиться с юмором, по-доброму, чтобы легче было жить».
И в самом деле, общество и мир сейчас переживают не самую радужную реальность, и им просто необходимо прописать такие добрые и забавные картинки в качестве антидепрессантов. Светлые и наивные, вызывающие улыбку и приятные чувства и эмоции, работы Анны Дувановой дарят зрителям простые радости жизни. Радости настолько привычные, что уже никто их не замечает. Остановитесь, вглядитесь, вспомните, улыбнитесь…

Инна Постоян