Сегодня празднует юбилей замечательный педагог рисунка и станковой композиции, методист, художница и заводила всех праздников Эльвира Анваровна Гаскарова. В ДХШ № 1 она пришла в 2018 году. Как и большинство педагогов, она – выпускница Нижнетагильского «худграфа». Педагогом начала в Белоруссии, куда уехала с мужем-военным. Потом вернулась и долгое время работала руководителем студии ИЗО в ДКЦ г. Каменска-Уральского, хотя все это время не теряла связи с нашей художкой – преподавала отдельные дисциплины и ездила на совместные пленэры с педагогами ДХШ № 1. А в 2018 году все же пришла работать в первую художку. В городе Гаскарову знают как талантливую художницу, участницу многих городских выставок. Сочный колорит ее акварелей и темпераментный карандаш выдают богатую творческую натуру.
Сколько чувства, экспрессии, мощности и пластики! – сказали как-то про ее работы члены Свердловского отделения Союза художников России, побывавшие на школьной выставке творчества педагогов. Эльвира Анваровна талантлива во всем, она не только художница, но и пишет стихи, у нее всегда находятся душевные слова для каждого именинника или праздничного события. Вот и к юбилею, ставшей уже родной, школы она написала замечательное стихотворение:
Вот что такое наша художка!
Красный забор, зелёная кошка,
Розовый кактус стоит на окошке,
Где-то летит разноцветная мошка,
В лиловой рубашке сороконожка,
Вьётся-виляет в небо дорожка,
Мама стоит у родного порожка,
Мы посидим помечтаем немножко-
Вот что такое наша художка!
Яблоко лунное — синяя плошка,
В поле небесном единорожка,
Пёс засыпает на серой рогожке,
Цапля в болоте на тоненькой ножке,
Кот очень важный гуляет в сапожках,
Кто-то играет на звонкой гармошке,
И натюрморт с земляникой в лукошке-
Вот что такое наша художка!
Любимая кружка с любимым горошком,
Повар у печки с большой поварёшкой,
Пахарь-трудяга с лошадкой и сошкой,
Солнечный клоун с собачкой Тотошкой,
Тканые рыбки в красивых одежках,
Русалки и птицы, цветы и матрёшки,
Радуга счастья в детской ладошке-
Вот что такое наша художка!
Русский пейзаж, берёзы в серёжках,
Чай в самоваре, блюдце и ложка,
Летний пленэр и для книги обложка,
Блик и рефлекс, тень густая в окошке,
Экорше и розетта, портрет на треножке,
Контраст и нюанс, лессировка в подложке,
В профессию жизни прямая дорожка,
Спасибо за это, наша художка!
О себе и своем пути к искусству рассказывает сама художница.
«Зигзаг творчества в судьбе рядового учителя»
Мечтала ли я стать художником, спросите вы. И едва ли я смогу дать ответ на этот вопрос в утвердительной форме. Мысли мои о будущей профессии блуждали и летали далеко в космосе. Кумиром в десятилетнем возрасте у меня была первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, хотя и Юрия Гагарина я обожаю ничуть не меньше. Да, я хотела быть космонавтом, и, по-моему, личные данные в то время для этой героической профессии у меня были. Но, как выяснилось позднее, чтобы стать космонавтом, а Терешкова по первой профессии – ткачиха, необходимо было пройти гигантский отбор буквально планетарного масштаба. Детское сознание с годами обретало более реальные очертания и к годам к 15 у многочисленных мечт появились видимые и вполне осязаемые горизонты. Мои космические дали приблизились и опустились на высоту 11-15 тысяч километров, и я решила стать летчиком-испытателем. Тогда я была большой поклонницей другой женщины, но тоже в мужской профессии, летчика-испытателя Марины Попович. Читала о ней, смотрела передачи, фильмы, ее интервью, писала сочинения о будущей профессии, думала, мечтала. Но алгоритм решения и поступления в технический ВУЗ составить и разработать в то время не смогла.
Время летело, жизнь в начале 90-х предъявляла свои требования. Стране нужны были строители, медики, педагоги, архитекторы. Мои увлечения в старших классах были уже ограничены. В 1984 году я занималась в музыкальной школе, в секции легкой атлетики и пением, получила два документа – аттестат о среднем образовании и свидетельство об окончании музыкальной школы. Поступать в музучилище я категорически не хотела, в архитектурный институт попасть без художественной школы шансы были нулевые, конкурс там был очень большой. И моя учительница по рисованию и труду, Недосекова Л.Э., скорее интуитивно почувствовав во мне скрытый художественный потенциал и способности, посоветовала мне поступать на свой факультет, знаменитый и неповторимый художественно-графический в Нижнем Тагиле. К тому времени я уже много слышала о нем, знала о некоторых его выпускниках – И. А. Сажаеве и В. Г. Ваганове, побывала на Дне открытых дверей. И к концу июня 1984 года я уже точно знала, куда мне предстоит подавать документы и держать вступительные экзамены. Вот так в далеком жарком июле на моем горизонте замаячила едва-едва различимая вершинка гигантского айсберга, называемого «художественно-графический факультет и изобразительное искусство».
Наивная и неопытная душа моя даже представить себе не могла, какую огромную глыбину, по объему несоизмеримую ни с какими воздушными и космическими пространствами и бесконечными морскими глубинами, предстояло познать и впитать в свой нежный организм. Смела ли я предположить, что поступление и зачисление в институт – это было всего лишь начальной точкой для дальнейшего развития и роста. Формирования образа мыслей и сознания в целом, становления характера и личности как таковой.
Пять лет институтской бурной жизни пролетели в штатном режиме. Лекции по теоретическим дисциплинам сменялись практическими занятиями, аудиторные часы академических работ легко и плавно перетекали в домашние зарисовки, а летние месяцы неизменно были посвящены самому приятному и сплетающему все юные души студентов в единый творческий поток – пленэру. Тагильский худграф того времени – это мощная, чрезвычайно активная и живая струя, бьющая с необыкновенной силой, раскрывающая и воспитывающая новых и новых художников. Молодых, пытливых, дерзких и самобытных. И из тлеющих скромных маленьких огоньков абитуриентов к завершению учебы вспыхивали и пылали ярким пламенем творчества настоящие звезды изобразительного мастерства – живописцы, графики, скульпторы, прикладники, и блестящие теоретики – искусствоведы, методисты, преподаватели ИЗО и черчения.
Нужно ли говорить о том, что всех преподавателей, которые составляли основной костяк педагогов факультета, мы безмерно уважали и почитали. Смотрели на них как на идолов, сохраняя при этом гуманистические, дружелюбные и доброжелательны отношения. Самым дружным и позитивным, бесконечно творческим был факультет именно художественно-графический, в котором, наряду с карандашами и красками, прекрасно уживались театральное и музыкальное искусств.
С 1993 года я благополучно работала в ДКЦ Каменска-Уральского. Это – море детских праздников, фестивалей, конкурсов и концертов, это был замечательный коллектив профессионалов своего дела. Это было ажурное сплетение самых разнообразных нитей из всех направлений детского творчества, где в совершенной гармонии сочетались и уживались песня, танец, театр, изобразительная и декоративно-прикладная деятельность.
Мой «полет» в этом пространстве начался очень буднично и обыденно. Но с каждым днем, месяцем или годом, проведенным в нем, приобретался опыт общения, расширялся круг деятельности и взаимосвязей с другими студиями, нарабатывались технологии и алгоритмы организации различных мероприятий. Любое детское мероприятие требовало максимально активной деятельности, нужно было фонтанировать интересными идеями, фантазировать, а самое главное – привести все это к реальности, воплотить все задуманное в видимый и осязаемый результат. Я тогда там начала рифмовать, приходилось переделывать некоторые тексты, участвовать в написании сценариев. Но основной моей задачей было — преподаванием рисунка и живописи.
Так получилось, что в моей жизни всегда существовал параллельный мир, таинственный и загадочный, но очень притягательный и завораживающий, имя которому было ДХШ № 1. Работая в бесконечной суете и предпраздничных авралах, я всегда старалась выкроить время, чтобы забежать в художку или выставочный зал. Приятно было побывать в кругу друзей-соратников по художественному цеху, посмотреть работы, полистать новые журналы по искусству, обсудить важные вопросы, порешать какие-то проблемы, наметить совместные планы.
И обязательно пленэр! Без настоящего пленэра нет живого работающего художника! – так я решила для себя, и каждый год, начиная с 2007 года, самостоятельно форсировала всех и вся, старалась каждое лето выезжать на пленэр. Именно там, в поездках на пленэр, я с чувством и с необыкновенной жадностью вкушала все «блюда» в предлагаемом меню по искусству: будь то акварельная живопись Н .В. Беседновой из школы Сергея Андрияки, или масло под руководством Насташенко, А. В. Веприкова, сухая игла Д. Креля и т.д. Но только этим мой художественный голод не утолялся, аппетит только разгорался, хотелось больше рисовать, писать, попробовать себя в других техниках. Так возникла идея творческих суббот, когда можно было прийти в художку и поработать в свое удовольствие. Затем последовали большие пленэры в Башкирии (2012,2013), затем на родину Петрова-Водкина – в Хвалынск (2016), постоянные — в с.Черемхово. И все же чаша восхитительного вина большого творчества мной была не испита, я лишь сделала несмелый глоток, который с первой секунды, навсегда сделал меня зависимой от этого пленительного и пьянящего состояния под названием творчество.
Вот такую восторженную оду своей альма-матер спела Эльвира Анваровна. Сегодня в ДХШ № 1 большинство педагогов – выпускники нижнетагильского худграфа и любой из них согласится, что учеба там стала решающим фактором в дальнейшем творческом развитии. Главные темы творчества Гаскаровой приносит нынче обыкновенная жизнь, та, что в стенах школы и за ее пределами, жизнь, где художница – не посторонний наблюдатель, а непременный участник. Она откликается на любое событие: в своей графике или в своих стихах. А творения, пропущенные через чуткое серде, способны заставить всех сопереживать.
«Нет, ничего от жизни я не жду,
Просить всевышнего о чем-либо не смею,
Спасибо говорю, что каждый день дышу,
И линии карандашом я рисовать умею»
«Если в руках есть цветные карандаши и кисти, то линии судьбы и жизни могут быть более уверенными и энергичными, яркими и позитивными…»
Гаскарова о школе: …Переступая порог ДХШ № 1, я, как Алиса из страны чудес, переносилась в совершенно другой мир, с чудесной, завораживающей атмосферой. Королем этого царства был натурный фонд – реликвия, кладезь изумительных вещей из старины, предметов быта, гипсов, чучел. Все остальные «жители» (преподаватели и ученики) и сопутствующие материалы и инструменты (кисти, карандаши, палитры, краски) важно несли свою службу в роли фрейлин, пажей и прочих помощников для рождения необыкновенных рисунков, картин, панно, композиций. Эта магия когда-то полностью меня захватила…
Гаскарова о профессии: …Профессия моя безграничная, в том смысле, что не имеет конечной точки и завершения (в образовании и саморазвитии). В одних только классических направлениях живописи, графики, ДПИ, скульптуры и истории искусств есть, где разгуляться и совершенствоваться, не говоря уже об экспериментах, опытах, открытиях. Каждый педагог постоянно учится у детей. Он познает их характер, творческие особенности, стремится разбудить в них дух творчества, открыть глаза и душу, помогает им найти свою неповторимую манеру, раскрыть индивидуальность, одновременно дарит им эти невидимые крылья для самостоятельного полета в создании очередного шедевра…
Подготовила Инна Постоян