На уроках в Детской художественной школе мы часто обращаемся к литературным произведениям. Книги дарят юным художникам прекрасную возможность потренировать фантазию и изобразить любимых героев так, как им хочется, как рисует их воображение. В 2023 году исполняется 200 лет со дня рождения русского писателя и драматурга Александра Островского, который написал знаменитую пьесу «Снегурочка».

Мы себе даже представить не можем новогодний праздник без этой веселой, доброй и красивой внучки Дедушки Мороза. Но мало кто знает, что и Дед Мороз, и Снегурочка стали появляться на зимних праздниках в СССР лишь после 30-х годов ХХ века. А до этого в русском фольклоре образ Снегурочки фигурирует лишь как девочка из снега, которая ожила. В большинстве сказок — интерпретация одного сюжета о несчастной судьбе снежной девочки. Одним из популяризаторов Снегурочки стал и Островский, когда написал одноименную пьесу. И в ней Снегурочка, в отличие от народных сказок, предстает как дочь Мороза и Весны. И девушку губит не костер, а любовь, которую зажег в ее сердце Ярило – Солнце. Русские театры по пьесе Островского ставили спектакли, а позже Римским-Корсаковым была написана и одноименная опера, в советское время снимались фильмы.

— Мне очень нравится давать ребятам такие творческие задания, где они могут проявить все свое воображение и применить уже полученные знания. Я преподаю у старших учеников станковую композицию. Очень интересно было, как уже повзрослевшие ребята относятся к сказкам, как они представляют себе главных героев. На вводных беседах мы прочитали саму пьесу. И буквально с первых строчек окунулись в настоящее волшебство: сказочный зимний лес с серебристыми ветвями, искрящийся снег, вдали виднеется деревня Берендеевка, сказочные герои – охраняющий лес Леший, на стылую землю, в окружении птиц, спускается Весна…, — преподаватель ДХШ Эльвира Анваровна Гаскарова рассказывает, как ученики погружались в сказку.

«… Весна-Красна

В урочный час обычной чередою

Являюсь я на землю берендеев,

Нерадостно и холодно встречает

Весну свою угрюмая страна.

Печальный вид: под снежной пеленою

Лишенные живых, веселых красок,

Лишенные плодотворящей силы,

Лежат поля остылые. В оковах

Игривые ручьи, – в тиши полночи

Не слышно их стеклянного журчанья.

Леса стоят безмолвны, под снегами

Опущены густые лапы елей,

Как старые, нахмуренные брови.

В малинниках, под соснами стеснились

Холодные потемки, ледяными

Сосульками янтарная смола

Висит с прямых стволов. А в ясном небе

Как жар горит луна и звезды блещут

Усиленным сиянием. Земля,

Покрытая пуховою порошей,

В ответ на их привет холодный кажет

Такой же блеск, такие же алмазы

С вершин дерев и гор, с полей пологих,

Из выбоин дороги прилощенной.

И в воздухе повисли те же искры,

Колеблются, не падая, мерцают.

И все лишь свет, и все лишь блеск холодный,

И нет тепла. Не так меня встречают

Счастливые долины юга, – там

Ковры лугов, акаций ароматы,

И теплый пар возделанных садов,

И млечное, ленивое сиянье

От матовой луны на минаретах,

На тополях и кипарисах черных.

Но я люблю полунощные страны,

Мне любо их могучую природу

Будить от сна и звать из недр земных

Родящую, таинственную силу,

Несущую беспечным берендеям

Обилье жит неприхотливых. Любо

Обогревать для радостей любви,

Для частых игр и празднеств убирать

Укромные кустарники и рощи

Шелковыми коврами трав цветных.

(Обращаясь к птицам, которые дрожат от холода.)

Товарищи: сороки-белобоки,

Веселые болтушки-щекотуньи,

Угрюмые грачи, и жаворонки,

Певцы полей, глашатаи весны,

И ты, журавль, с своей подругой цаплей,

Красавицы лебедушки, и гуси

Крикливые, и утки-хлопотуньи,

И мелкие пичужки, – вы озябли?

Хоть стыдно мне, а надо признаваться

Пред птицами. Сама я виновата,

Что холодно и мне, Весне, и вам.

Шестнадцать лет тому, как я для шутки

И теша свой непостоянный нрав,

Изменчивый и прихотливый, стала

Заигрывать с Морозом, старым дедом,

Проказником седым; и с той поры

В неволе я у старого. Мужчина

Всегда таков: немножко воли дай,

А он и всю возьмет, уж так ведется

От древности. Оставить бы седого,

Да вот беда, у нас со старым дочка –

Снегурочка. В глухих лесных трущобах,

В нетающих лядинах возращает

Старик свое дитя. Любя Снегурку,

Жалеючи ее в несчастной доле,

Со старым я поссориться боюсь;

А он и рад тому – знобит, морозит

Меня, Весну, и берендеев. Солнце

Ревнивое на нас сердито смотрит

И хмурится на всех, и вот причина

Жестоких зим и холодов весенних.

Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,

Согреетесь! Видала я не раз,

Что пляскою отогревались люди.

Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской

Отпразднуем прилет на новоселье…»

Обсуждая героев сказки, ребята обращали внимание на описание их внешности, характеров, возраста, поведения. Для кого-то из них (кто до этого не читал Островского) стал неожиданностью факт странного появления на свет самой Снегурочки: девочка оказалась внебрачной дочкой Деда Мороза и Весны-Красны. Как заботливый отец, Мороз опасается, что кто-то навредит его дочке, поэтому держит ее взаперти в лесу, среди птиц, зверей и мифологической лесной нечисти – в верованиях славян была масса существ, населяющих практически все, что окружало человека. Чтобы вдохновить ребят на создание композиции по «Снегурочке»,  Эльвира Анваровна написала акварелью, тушью, гуашью серию из трех собственных композиций, посвященных пьесе. Написала в своей любимой технике «по-сырому», где растекшиеся пятна превратились в леших, кикимор и фантастических птиц.  Как говорил Энштейн: «Творчество заразительно. Передай другому». Глядя на живую работу учителя, ребята проявляют неподдельный интерес к процессу создания своей работы, у них появляется желание повторить.

Вместе со сказкой ребята тут же знакомятся с народной культурой славян-язычников, с праздниками, завязанными на природе, с танцами, хороводами, проводами зимы и встрече весны. И, чтобы выполнить работу, нужно было еще и изучить какие-то бытовые подробности – одежда того времени, инструменты, архитектура и т.д.

«1‑й хор берендеев (везущих Масленицу)

Раным-рано куры запели,
Про весну обвестили.
    Прощай, Масленица!

Сладко, воложно нас кормила,
Суслом, бражкой поила.
    Прощай, Масленица!

Пито, гуляно было вволю,
Пролито того боле.
    Прощай, Масленица!

Мы зато тебя обрядили
Рогозиной, рединой.
    Прощай, Масленица!

Мы честно тебя проводили,
На дровнях волочили.
    Прощай, Масленица!

Завезем тебя в лес подале,
Чтоб глаза не видали.
    Прощай, Маслиница!

(Подвинув санки в лес, отходят.)

2‑й хор

    Честная Масленица!
Веселенько тебя встречать, привечать,
Трудно-нудно со двора провожать.
Уж и как нам тебя вертать, ворочать?
Воротись, Масленица, воротися!
    Честная Масленица!
Воротися хоть на три денечка!
Не воротишься на три денечка,
Воротися к нам на денечек!
На денєчек, на малый часочек!
    Честная Масленица!

1‑й хор

Масленица-мокрохвостка!
Поезжай долой со двора,
Отошла твоя пора!

    У нас с гор потоки,
    Заиграй овражки,
    Выверни оглобли,
    Налаживай соху!
    Весна-Красна,

Наша ладушка пришла!
Масленица-мокрохвостка!
Поезжай долой со двора,
Отошла твоя пора!

    Телеги с повети,
    Улья из клети.
    На поветь санки!
    Запоем веснянки!
    Весна-Красна,

Наша ладушка пришла!

2‑й хор

Прощай, честная Маслена!
Коль быть живым, увидимся.
Хоть год прождать, да ведать-знать,
Что Маслена придет опять.

Чучело Масленицы

Минует лето красное,
Сгорят огни купальные.
Пройдет и осень желтая
С снопом, с скирдом и с братниной.
Потемки, ночи темные,
Карачуна проводите.
Тогда зима изломится,
Медведь переворотится,
Придет пора морозная,
Морозная-Колядная:
Овсень-коляду кликати.
Мороз пройдет, метель нашлет.
Во вьюгах с перевеями
Прибудет день, убудет ночь.
Под крышами, застрехами
Воробки зашевелятся.
Из лужицы, из наледи
Напьется кочет с курами.
К пригреву, на завалинки
С ледяными сосульками
Из изб ребята высыпят.
На солнышке, на припеке,
Коровий бок нагреется.
Тогда и ждать меня опять.»

Но, конечно, же никого не оставляет равнодушным сама трагическая история Снегурочки, девушки, которая предпочла сгореть от любви, чем спокойно доживать в отцовском холодном тереме. Сюжет, согласитесь, очень человечный, близкий и понятный всем людям. Переплетенье любви и равнодушия, добра и зла, корысти и благородства — все это заставляет ребят поразмыслить над жизнью. Хоть и сказочных героев.

«…Царь

Снегурочки печальная кончина

И страшная погибель Мизгиря

Тревожить нас не могут; Солнце знает,

Кого карать и миловать. Свершился

Правдивый суд! Мороза порожденье –

Холодная Снегурочка погибла.

Пятнадцать лет она жила меж нами,

Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.

Теперь, с ее чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось.

Изгоним же последний стужи след

Из наших душ и обратимся к Солнцу.

И верю я, оно приветно взглянет

На преданность покорных берендеев.

Веселый Лель, запой Яриле песню

Хвалебную, а мы к тебе пристанем.

Палящий бог, тебя всем миром славим!

Пастух и царь тебя зовут, явись!

Лель (запевает)

Свет и сила,
Бог Ярило.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.

Общии хор

Свет и сила,
Бог Ярило.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.

На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывется Ярило в виде молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человечья, в левой – ржаной сноп. По знаку царя прислужники несут целых жаренных быков и баранов с вызолоченными рогами, бочонки и ендовы с пивом и медом, разную посуду и все принадлежности пира.

Хор (допевает)

Даруй, бог света,
Теплое лето.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
Краснопогодное,
Лето хлебородное.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.

1873 год»

Для детей же, как подчеркивает педагог, важнее было передать эмоции и характер главных героев с помощью линий и красок. И ученики ДХШ № 1 , с 6 по 8 классы, вполне справились с задачей. Выбрали самый понравившийся сюжет из пьесы, разработали эскизы будущей композиции, сделали зарисовки быта берендеев, русских костюмов, постарались передать динамику человеческих фигур и животных, их характеры, пропорции, строение, определились с цветовым решением… — ребята проделали огромную работу настоящих художников-иллюстраторов.  

У младших школьников — свое представление о Снегурочке. Нашу героиню рисовали 1-е и 4-е классы преподавателя Натальи Дмитриевны Никифоровой. И хотя первоклассникам судьба Снегурочки из пьесы Островского еще не очень понятна, зато живописный язык пьесы рисует в воображении ребятишек сказочные и фантастические сюжеты.  Четвертым классам для облегчения задачи Наталья Дмитриевна рекомендовала рисовать Снегурочку только с животными и птицами или выполнить портрет в ограниченной палитре. Первые классы на примере Снегурочки (рисовали ее портрет) учились передаче пропорций человеческого лица – делили лицо на 3 части, отмечали места для носа, глаз, рта.

— На уроках я включала аудиоколонку с пьесой Островского «Снегурочка». Я не настаивала на точности воспроизведения сюжетов и образов из текста. Кто-то из ребят самостоятельно придумывал героиню, «одевал» ее в богатые одежды, «украшал» пространство вокруг нее.  В работе мы столкнулись с трудностями – ребятам трудно подолгу сидеть над рисунком и украшать его орнаментом и мелкими деталями, — поделилась Наталья Дмитриевна.

Из всех детских работ педагоги выбрали самые удачные, они уже оформлены для дальнейших художественных выставок в стенах школы и в городских учреждениях культуры.

Подготовила Инна Постоян