В новогоднем номере областного журнала «Культура Урала» вышла статья о педагоге Каменск-Уральской ДХШ № 1 Елене Николаевне Маклашовой, мастере урало-сибирской росписи, о преподавании и продолжении традиций росписи в художественной школе, о развитии нового направления в рамках старинного уральского ремесла — каменской росписи.

Для удобства выкладываем статью в разных форматах.

» — Все, что я делаю, связано с моей родиной. Ее прошлое и современность, ее легенды и сказки, обычаи и традиции, живописная уральская природа — все становится темой моих работ. Так говорит о смысле своего творчества преподаватель прикладной композиции, завуч Каменск-Уральской детской художественной школы № 1 и настоящий мастер по урало-сибирской росписи Елена Николаевна Маклашова.

Все началось с ДХШ № 1

Чем отличается художник-педагог от вольного художника? Конечно, прежде всего тем, что в его распоряжении только выходные и праздники, да еще считанное время (даже не часы, а минуты) может он отдать творчеству после напряженных занятий в школе. «А хотелось бы не расставаться с кистью, пока не сделаешь всего задуманного», — мечтает Елена Николаевна, которая вот уже много лет делит себя не просто между творчеством и педагогикой, но между творческими поисками и всем объемом забот, волнений и ответственности завуча довольно крупной детской художественной школы. Более 30 лет назад Елена Николаевна переступила порог родной художки в качестве преподавателя, вернувшись сюда после окончания Уральского училища прикладного искусства и предложила тогдашнему директору Ивану Васильевичу Паздникову ввести в процесс обучения новый предмет — художественную роспись. И сегодня в Каменске, в рамках общей традиции урало-сибирской росписи, постепенно зарождается своё каменское направление.

Родилась будущая художница в Каменске-Уральском в семье творческой интеллигенции, где с детства ее окружали люди созидающие. Отец, инженер-механик на заводе, в свободное время писал стихи, а мама работала лаборантом-рентгенологом на заводе, вела музыкальные радиопередачи на заводском радио. Примером для подражания для девочки стал старший брат, он учился в изостудии Дворца культуры школьников, а потом работал художником-оформителем на заводе. С самого детства она пристрастилась к рисованию и в 12 лет пошла учиться в Детскую художественную школу № 1. Рассказывая о своей учебе в художественной школе, Елена Николаевна с благодарностью называет своих первых учителей: Ивана Васильевича Паздникова, Вячеслава Гавриловича Ваганова, Владимира Федоровича Поспелова, Наталью Владимировну Паздникову.

— Именно художественная школа зародила во мне чувство радости от творческого процесса. И это ощущение уже никогда не покидает меня. А когда встал вопрос самоопределения и выбора профессии, я случайно увидела небольшой фильм о нижнетагильской фабрике по росписи подносов. Художник ловко выводила на подносе традиционные тагильские розаны и мастерски выписывала яркие бутоны масляными красками. Завораживающее зрелище! Мой выбор был сделан, — рассказывает мастер.

Потом была «Эмальпосуда»

По своей натуре художница — романтик природы, поэт цветов и плодов, тонкий лирик пейзажа и натюрморта. А по методу работы она вдумчивый аналитик, путешественник, трудолюбивый и пытливый наблюдатель всего в природе, что неизменно волнует художников всех времен. В городе Елена Маклашова известна еще и как разносторонний мастер — ее легкие акварельные пейзажи регулярно украшают городские и областные выставки. Но главным делом своей жизни она считает художественную роспись, сохранение традиций народного промысла для будущего и старается сделать его популярным у нынешнего поколения учеников.  

Трудно остаться равнодушным к этим расписным цветочным садам, когда поближе знакомишься с уральской росписью. Ее красочные узоры отличаются яркостью и праздничностью, поражают неисчерпаемой фантазией народных мастеров, рассказывающих о красоте окружающего мира с помощью орнамента, изображений растений, птиц и животных. И везде — цветы, цветы, цветы. Они сплетаются в причудливые букеты, а «привязки» — тончайшие узоры из трав, вьются между растениями, придавая композиции завершенный вид. Без предварительного рисунка, свободным движением кисти (так называемое маховое письмо) и используя сразу две краски (двойной мазок) художник достигает нужного эффекта в один приём. Так делали деды и прадеды, так делают и сегодняшние потомки старых уральских мастеров.

Елене Маклашовой посчастливилось познакомиться с такими мастерами в училище. Образцы с композициями на цветных фонах от преподавателя Татьяны Дмитриевны Бинас  вдохновляли на творчество и поиск новых цветочных форм в рамках сложившейся в уральской росписи традициях. Студентов возили на фабрику подносов, приобщаться к промыслу вживую. Им довелось увидеть, как работает один из старейших тогда уральских мастеров росписи — Агриппина Васильевна Афанасьева. Тете Груше, как ее называли в родном подносном цехе, было уже за семьдесят. Она показывала, как набирать краску на кисть, как «малевать» на подносе пышные тагильские букеты.

— Основам работы в сюжетной живописи на подносе нас учила художник экспериментального цеха Ирина Григорьевна Смыкова, у которой я также проходила обучение на заводе «Эмальпосуда», — Елена Николаевна с ностальгией вспоминает студенческие годы. — С ней мы осваивали изображение животных и растений, стилизацию объектов росписи в пластичной двухцветной манере, учились придавать изображению объем. Мои учителя просто заразили меня народным искусством.

На каменской земле

В Детской художественной школе № 1 кабинет № 10 почти напоминает «цех» росписи. Когда идет занятие, особенно, у выпускников, на партах разложены палитры, кисти, краски, заготовки будущих изделий — матрешки, шкатулки, панно, разделочные досочки. По стенам развешаны панно с готовой росписью: диковинные цветы, порхают птицы, гуляют добродушные животные, манят сочные плоды и фрукты. Целых пять лет ребята на предмете «прикладная композиция» осваивают тонкости мастерства урало-сибирской росписи. По специальной программе, составленной Еленой Николаевной Маклашовой, кстати, эта программа была признана одной из лучших в Свердловской области. Поначалу учитель знакомит маленьких художников с историей и особенностями народного промысла, рассказывает о свойствах красок, взаимодействии композиции и формы изделия, осваивают «двойной мазок». Постепенно переходят на тематические задания по композиции, узнают, какие образы использовали в росписи раньше. Затем дети начинают уже сами «сочинять» композиции по русским сказкам, увеличивая формат панно — работают уже на дереве. Учатся навыкам тагильской школы росписи и орнаменту, рисуют знакомые с детства цветы и травы, стилизуют листья, цветы, бутоны и ягоды. В программу Елена Николаевна включила и знакомство с творчеством своего педагога — Ирины Григорьевны Смыковой, на этой основе ребята создают «поднос», расписывая его на тему сказочных героев. А в выпускном классе весь учебный год посвящен уже местной тематике — родному Каменску-Уральскому. Так, в рамках изучения урало-сибирской росписи, появилось особое направление каменской росписи.

— Несмотря на строгое соблюдение устоявшихся традиций ремесла, мы старались искать что-то свое. И со временем для каменской росписи были выбраны цвета теплой гаммы, отражающие историю развития Каменского завода как родоначальника уральской металлургии. Это оттенки железной руды, огня, доменных печей, цвета осенней гаммы — первый чугун на Каменском заводе был отлит осенью 25 октября 1701 года. Также в каменской росписи часто используется серый оттенок алюминиевого сплава — в честь Уральского алюминиевого завода, зеленые оттенки уральской природы, — разъясняет символику цвета каменской росписи Елена Николаевна.

Королём среди цветов в каменской росписи стал нарядный колокольчик, один из самых распространенных на Урале. Он напоминает, что с 2005 года Каменск-Уральский является колокольной столицей, именно в этом году в городе зародилась новая традиция —  фестиваль колокольного звона. А еще в работах мастера, и ученических тоже, часто появляются узнаваемые архитектурные и ландшафтные достопримечательности родного города, обитающие в окрестностях животные и птицы. На выставках земляки сразу узнают на панно родные места — примечательный памятник природы «Каменные ворота», Римский фонтан на площади им.Горького, Дворец культуры «Юность», знаменитые памятники — «Лось» и «Пушка». Современные ландшафты и знакомые сюжеты, выполненные в традиционной уральской росписи, помогают ребятам стать ближе к старинному уральскому промыслу,  одновременно знакомят их с историей родного Каменска-Уральского. Кроме того, обучение росписи хорошо дисциплинирует: внутренняя собранность, чувство времени, спокойствие и творческое вдохновение — лучшие друзья юных мастеров. В результате в конце своего обучения ученики Елены Николаевны представляют на суд экзаменационной комиссии настоящие произведения декоративно-прикладного искусства.

Энтузиазм, педагогический опыт и мастерство Елены Николаевны Маклашовой помогают сегодня выпускать из художественной школы ребят, увлеченных творчеством, знакомых с культурой своего родного края, гордых за свою родину. Ведь любовь и гордость за свою страну начинаются с любви и гордости за свой поселок, свой город, свой регион. Гордости за уникальность того места, где ты родился.

История старинного уральского промысла продолжается…

Инна Постоян»

Почитать весь номер журнала «Культура Урала» можно по ссылке

ku_122023.pdf (muzkom.net)