17 января 2023 года нашему опытнейшему и заслуженному педагогу Ивану Васильевичу Паздникову исполняется 75 лет!

В Каменск-Уральской ДХШ № 1 открыта школьная выставка «Эпоха Мастера», посвященная этому разностороннему «человеку универсальному», как называли раньше людей-полиматов, наделенных многими талантами. Паздников — один из немногих людей, гармонически развитый человек будущего, осведомленный во многих областях знания: художник и педагог, поэт и музыкант, экспозиционер, увлеченный искусством и организовавший сотни художественных выставок. Иван Васильевич даже в тему цитирует одного из художников-мультипликаторов, Юрия Норштейна, — «Хотелось жить на все стороны».

В экспозиции школьной выставки собраны авторские работы Ивана Васильевича и его учеников за почти 50-летний преподавательский опыт. Поражает разнообразие жанров и техник, в которых творили ученики Паздникова: живопись, графика, эскизы, этюды, керамика, аппликация, монотипия, панно, гобелены и коллажи… Среди учеников Ивана Васильевича такие имена, как Валерий Бутырский, Дмитрий Васильев, Юрий Первушин, Ольга Казанцева, Алексей Пупышев, Анастасия Поташкина и другие. Не все его ученики стали художниками, не все впоследствии выбрали творческую профессию, но главное, что они получили у Паздникова – настойчивость и трудолюбие – они пронесут с собой по жизни.

Родился юбиляр в уральской глубинке, в крестьянской семье деревни Заводчик Артинского района Свердловской области. С детства он впитал ценности своих родителей – честный крестьянский труд на благо семьи, радость от общения с уральской нетронутой природой, искренние праздники с гармошкой, плясками и пением… 

Художественное видение мира привело его на худграф Нижне-Тагильского пединститута. После института преподавал в Красноуфимском педучилище, а потом приехал в Каменск-Уральский. Более 26 лет работал одновременно и преподавателем, и директором ДХШ №1. При нем в школе было создано прикладное отделение из четырех предметов: батик, гобелен, керамика, урало-сибирская роспись. С тех пор Иван Васильевич преподает керамику, сам ищет глину, сам ее готовит и обжигает ученические изделия. Во времена его руководства в школе сформировался основной костяк педагогического коллектива из талантливых преподавателей. При нем художке было передано здание, в котором сегодня занимаются около 600 учеников, им же собственноручно спроектирована и сделана большая часть мебели и наглядных пособий.

С 1977 года Иван Васильевич активно начал продвигать школу в выставочной деятельности – организовывал выставки в школе и городе, возил ученические работы на региональные выставки. Долгие годы Паздников руководил педагогическим методобъединением ДХШ и ДШИ г. Каменска-Уральского и Каменского района, что, конечно же, сыграло свою роль в популяризации искусства и художественного образования среди горожан.  Бесконечное количество выставок детских работ прошло в организациях и учреждениях: детских садах, школах, больницах, заводоуправлениях… С 2003 года под его руководством был создан проект, который получил название «Все лучшее». С тех пор выставка проходит ежегодно и представляет собой собрание лучших работ, созданных каменскими юными художниками в течение учебного года.

Вся жизнь Ивана Васильевич посвящена детям и воспитанию любви к искусству. Но вторым призванием художника стала поэзия, а третьим – музыка (иногда в стенах художки вы можете услышать веселые наигрыши на гармони — это Паздников на переменке). С 1971 года поэт Паздников пишет стихи и является автором множества поэтических публикаций в газетах и журналах, автор книг «Мимикрия» и «Живу».

В 1996 году Ивану Васильевичу присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ», а в 2005 году Иван Васильевич стал Лауреатом городской премии «Браво» в номинации «Созидатель».

Такому человеку впору писать мемуары, которые, бесспорно, могли бы стать бестселлером, охватывающим огромнейший пласт культурной жизни Каменска-Уральского: жизнь Паздникова наполнена множеством интереснейших событий и дружбой с уникальными людьми. Быть может, Иван Васильевич задумается над этим…

А пока мы предлагаем вам познакомиться с небольшими заметками, которые удалось записать из разговора с ним. Про жизнь, про искусство, про педагогику:

«…Родился я в крестьянской семье, с детства – крестьянский труд, приволье. Ценности моих родителей-крестьян – здоровье, образованные дети (все четверо с высшим образованием). Папка – механик от природы. Своими руками поставил пилораму. Отвечал за строительство плотины, и построил-таки ее с мужиками. Гармонист был, друг друзей, компанейщик. Всему учился у жизни, учились и у него.  Мама у меня по аграрной части, без образования. Большое хозяйство – полный набор животины, птиц, бесконечная готовка и стирка. В общем, как у всех в деревне – работа от зари до зари. Дед и бабушка, Семен Иванович и Варвара Андрияновна, — красивые русские люди, святые люди. Дед играл на однорядке, бабушка пела так, как сейчас не поют.  Хорошо, даже удивительно, рисовала.

…О деревне. Чудный уголок среди уральских увалов с тремя холодными речками, которые я проходил от истоков до устья. А моя страсть – хариус. Ничего не говорю – вкусная рыба, а рыбалка «вкусней». Заранее готовился днем и вечером в поход. Выходил в два, три часа ночи. Два часа в пути, а потом- блаженство с испытанием на прочность: двухметровая крапива, хмель, черемуха, колодины, осы, леска с крючком… В общем, полный набор, чтобы отвратить от таких походов. Возвращался домой и бормотал: сюда ни ногой, ни при каких обстоятельствах! Но проходили сутки, и я взнывал – туда! Туда! Это, наверное, было невольное самовоспитание. Да и охота пуще неволи. Добавлю: я всегда был с уловом.

На рыбалку ходил по одной из трех дорог: через лог Аргышкул к низовьям Аремы, по средней дороге, через наши покосы, и на «зимник» — в верховья. Однажды посередине пути, на дороге – медвежий след. Следом оторопь… Но впереди рыбалка!!! Семь смертей не бывать…

… Я в детстве тоже, помнится, рисовал, как все дети. Иногда стихийно устраивали конкурсы деревенские у нас дома. Выделялся в этом Федька Нефедов, говорун, подстрекатель, провокатор. Потом, уже будучи взрослым, он погиб: сбросили в колодец. Говорят, что-то знал о темных людях.

Интерес у меня к изображению был стойкий. Виделись невероятные картины, тем более что во всех трех домах Паздниковых были расписанные клеенки-коврики с закатами, лебедями и томными красавицами – Третьяковка отдыхает. Мы не знали, что эти штуки пошлые. Но они были наивные, мы были наивные – то есть созданные друг для друга.

Были еще иллюстрации Доре (космос!), Кибрик, Дюрер, Шишкин. Борьбы между клеенками и иллюстрациями мы не очень ощущали – коэффициент допуска у нас зашкаливал. Искусствоведы для нас еще не родились.

О творчестве. Художник-творец (не академист, не натуралист) не ходит проторенной дорогой, по проложенным рельсам, он свободен во все стороны мысли. Но есть у него несущая необходимость разработать способ воплощения замысла, где способ и замысел совпадают один в один (конгруэнтность). У творца рассвет все 24 часа, у натуралиста только утро. Имея несколько зеркал — глаза, душу, сердце, разум, художник видит в любое время суток. Натуралист – только когда светло.

… Рисование для кого-то отдушина (только для души, то есть эмоция без анализа). И для художника изображение – это отчет о работе мысли. Как сказал Эжи Лец, мысль невидима, но ее отсутствие бросается в глаза. Творчество – это мышление. Как культуру нужно насаждать, так и мысль нужно понуждать. Хотя стада людей обходятся без того и другого. Чтобы научить творчеству, надо сначала к нему побудить и, побуждая, разбудить, и спать не давать (разуму). Без культуры в человеке большой процент животного: или «бе» и «ме», или ни «бе», ни «ме».

… Мир художника велик, красив, светел. И последние слова определяют профессию художника необходимой: «Если я светить не буду, если ты светить не будешь, если мы светить не будем, кто тогда рассеет тьму?» Это ответ на вопрос, зачем нужны художники. Для света!

Никуда не делась потребность показывать лучшие достижения детей в виде персональных и групповых выставок. Их уже сделано сотни. Пытаюсь не забрасывать перо и работать над стихами. Время от времени беру в руки гармошку или баян. Систематизирую материалы периодики в папки с тем, чтобы показывать их на школьном стенде, пополнять фонд раздаточного материала. Этим я занят уж лет тридцать.

О преподавании. В преподавании мне очень интересно тормошить детей – получить от них техническую и творческую «прибыль» и «сверхприбыль».

Моя творческая методика – это всегда наморщенный лоб. Всегда решение непростой задачи. Лучше трудно, чем нудно. Получение …красивого ответа на каверзу преподавателя. Иначе говоря – принудить ребенка мыслить, а значит, создать для этого условия. Каких-то любимых техник, приемов у меня нет. Возможности самого материала – это то, на что опирается учитель. Что касается пластического искусства, в том числе керамики, ее выразительные возможности заключены в форме (скульптуре), потом в цвете, тоне, ритме. Ну и – вперед!

… Моим путем дополнительных трат себя на школу, на детей вряд ли сейчас кто пойдет… А школа ждет не только учителя (хотя большинство преподаватели), но и радетеля (радетелей)».

Стихи

Держал синицу…
Лучше синица в руках,
чем журавль в небе (Пословица)

Держал синицу,
Слышал журавлей.
А у синицы контуры жирней.
Крючками перьев небо бороздя,
журавль летел —
под брюхом два гвоздя.

В руках синица —
Радости комок.
Домашний взгляд и округленный бок.
Она чирикнет, а журавль простонет,
И звук
в бесстрастном воздухе потонет.

Смотрю на небо,
На ладони вниз.
И спора нет об участи двух птиц —
Пущу одну и обниму другую.
Я выбор в жизни
Только так толкую.

Моей деревне

Отродясь ни поместий, ни вотчин

Но у каждой семьи — по избе.

(А названье деревни — Заводчик)

Есть усадьба дворам и косьбе,

Огороду, акации праздной,

И полянке у каждых ворот.

Все мы были из местных, из разных,

Составляли ядрёный народ –

Тот гармонь тигосит, тот дреколье,

Третий мелет не чуя тюрьмы…

Лиды, Пети, Маруси да Коли.

Вспоминаем теперь – это мы.

Изгорода – стена крепостная

Проходи, пролетай – решето.

От кого защищала, не знаю,

Окружала деревню зато.

По её ли дырявой причине,

Что околица не на замке,

Покидали деревню мужчины —

Поначалу одни, налегке.

Городским опустела уводом…

Опосля затеваю сыр-бор:

Вот назвали б деревню Заводом

И стояла б она до сих пор.

2009 – 2010 г.

На фото: рисунки преподавателей и учеников ДХШ № 1, архивные фото

Внизу — ссылка на видео из керамической мастерской, где Иван Васильевич готовит глину для занятий

Подготовила Инна Постоян