17 января 2023 года нашему опытнейшему и заслуженному педагогу Ивану Васильевичу Паздникову исполняется 75 лет!
В Каменск-Уральской ДХШ № 1 открыта школьная выставка «Эпоха Мастера», посвященная этому разностороннему «человеку универсальному», как называли раньше людей-полиматов, наделенных многими талантами. Паздников — один из немногих людей, гармонически развитый человек будущего, осведомленный во многих областях знания: художник и педагог, поэт и музыкант, экспозиционер, увлеченный искусством и организовавший сотни художественных выставок. Иван Васильевич даже в тему цитирует одного из художников-мультипликаторов, Юрия Норштейна, — «Хотелось жить на все стороны».
В экспозиции школьной выставки собраны авторские работы Ивана Васильевича и его учеников за почти 50-летний преподавательский опыт. Поражает разнообразие жанров и техник, в которых творили ученики Паздникова: живопись, графика, эскизы, этюды, керамика, аппликация, монотипия, панно, гобелены и коллажи… Среди учеников Ивана Васильевича такие имена, как Валерий Бутырский, Дмитрий Васильев, Юрий Первушин, Ольга Казанцева, Алексей Пупышев, Анастасия Поташкина и другие. Не все его ученики стали художниками, не все впоследствии выбрали творческую профессию, но главное, что они получили у Паздникова – настойчивость и трудолюбие – они пронесут с собой по жизни.
Родился юбиляр в уральской глубинке, в крестьянской семье деревни Заводчик Артинского района Свердловской области. С детства он впитал ценности своих родителей – честный крестьянский труд на благо семьи, радость от общения с уральской нетронутой природой, искренние праздники с гармошкой, плясками и пением…
Художественное видение мира привело его на худграф Нижне-Тагильского пединститута. После института преподавал в Красноуфимском педучилище, а потом приехал в Каменск-Уральский. Более 26 лет работал одновременно и преподавателем, и директором ДХШ №1. При нем в школе было создано прикладное отделение из четырех предметов: батик, гобелен, керамика, урало-сибирская роспись. С тех пор Иван Васильевич преподает керамику, сам ищет глину, сам ее готовит и обжигает ученические изделия. Во времена его руководства в школе сформировался основной костяк педагогического коллектива из талантливых преподавателей. При нем художке было передано здание, в котором сегодня занимаются около 600 учеников, им же собственноручно спроектирована и сделана большая часть мебели и наглядных пособий.
С 1977 года Иван Васильевич активно начал продвигать школу в выставочной деятельности – организовывал выставки в школе и городе, возил ученические работы на региональные выставки. Долгие годы Паздников руководил педагогическим методобъединением ДХШ и ДШИ г. Каменска-Уральского и Каменского района, что, конечно же, сыграло свою роль в популяризации искусства и художественного образования среди горожан. Бесконечное количество выставок детских работ прошло в организациях и учреждениях: детских садах, школах, больницах, заводоуправлениях… С 2003 года под его руководством был создан проект, который получил название «Все лучшее». С тех пор выставка проходит ежегодно и представляет собой собрание лучших работ, созданных каменскими юными художниками в течение учебного года.
Вся жизнь Ивана Васильевич посвящена детям и воспитанию любви к искусству. Но вторым призванием художника стала поэзия, а третьим – музыка (иногда в стенах художки вы можете услышать веселые наигрыши на гармони — это Паздников на переменке). С 1971 года поэт Паздников пишет стихи и является автором множества поэтических публикаций в газетах и журналах, автор книг «Мимикрия» и «Живу».
В 1996 году Ивану Васильевичу присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ», а в 2005 году Иван Васильевич стал Лауреатом городской премии «Браво» в номинации «Созидатель».
Такому человеку впору писать мемуары, которые, бесспорно, могли бы стать бестселлером, охватывающим огромнейший пласт культурной жизни Каменска-Уральского: жизнь Паздникова наполнена множеством интереснейших событий и дружбой с уникальными людьми. Быть может, Иван Васильевич задумается над этим…
А пока мы предлагаем вам познакомиться с небольшими заметками, которые удалось записать из разговора с ним. Про жизнь, про искусство, про педагогику:
«…Родился я в крестьянской семье, с детства – крестьянский труд, приволье. Ценности моих родителей-крестьян – здоровье, образованные дети (все четверо с высшим образованием). Папка – механик от природы. Своими руками поставил пилораму. Отвечал за строительство плотины, и построил-таки ее с мужиками. Гармонист был, друг друзей, компанейщик. Всему учился у жизни, учились и у него. Мама у меня по аграрной части, без образования. Большое хозяйство – полный набор животины, птиц, бесконечная готовка и стирка. В общем, как у всех в деревне – работа от зари до зари. Дед и бабушка, Семен Иванович и Варвара Андрияновна, — красивые русские люди, святые люди. Дед играл на однорядке, бабушка пела так, как сейчас не поют. Хорошо, даже удивительно, рисовала.
…О деревне. Чудный уголок среди уральских увалов с тремя холодными речками, которые я проходил от истоков до устья. А моя страсть – хариус. Ничего не говорю – вкусная рыба, а рыбалка «вкусней». Заранее готовился днем и вечером в поход. Выходил в два, три часа ночи. Два часа в пути, а потом- блаженство с испытанием на прочность: двухметровая крапива, хмель, черемуха, колодины, осы, леска с крючком… В общем, полный набор, чтобы отвратить от таких походов. Возвращался домой и бормотал: сюда ни ногой, ни при каких обстоятельствах! Но проходили сутки, и я взнывал – туда! Туда! Это, наверное, было невольное самовоспитание. Да и охота пуще неволи. Добавлю: я всегда был с уловом.
На рыбалку ходил по одной из трех дорог: через лог Аргышкул к низовьям Аремы, по средней дороге, через наши покосы, и на «зимник» — в верховья. Однажды посередине пути, на дороге – медвежий след. Следом оторопь… Но впереди рыбалка!!! Семь смертей не бывать…
… Я в детстве тоже, помнится, рисовал, как все дети. Иногда стихийно устраивали конкурсы деревенские у нас дома. Выделялся в этом Федька Нефедов, говорун, подстрекатель, провокатор. Потом, уже будучи взрослым, он погиб: сбросили в колодец. Говорят, что-то знал о темных людях.
Интерес у меня к изображению был стойкий. Виделись невероятные картины, тем более что во всех трех домах Паздниковых были расписанные клеенки-коврики с закатами, лебедями и томными красавицами – Третьяковка отдыхает. Мы не знали, что эти штуки пошлые. Но они были наивные, мы были наивные – то есть созданные друг для друга.
Были еще иллюстрации Доре (космос!), Кибрик, Дюрер, Шишкин. Борьбы между клеенками и иллюстрациями мы не очень ощущали – коэффициент допуска у нас зашкаливал. Искусствоведы для нас еще не родились.
О творчестве. Художник-творец (не академист, не натуралист) не ходит проторенной дорогой, по проложенным рельсам, он свободен во все стороны мысли. Но есть у него несущая необходимость разработать способ воплощения замысла, где способ и замысел совпадают один в один (конгруэнтность). У творца рассвет все 24 часа, у натуралиста только утро. Имея несколько зеркал — глаза, душу, сердце, разум, художник видит в любое время суток. Натуралист – только когда светло.
… Рисование для кого-то отдушина (только для души, то есть эмоция без анализа). И для художника изображение – это отчет о работе мысли. Как сказал Эжи Лец, мысль невидима, но ее отсутствие бросается в глаза. Творчество – это мышление. Как культуру нужно насаждать, так и мысль нужно понуждать. Хотя стада людей обходятся без того и другого. Чтобы научить творчеству, надо сначала к нему побудить и, побуждая, разбудить, и спать не давать (разуму). Без культуры в человеке большой процент животного: или «бе» и «ме», или ни «бе», ни «ме».
… Мир художника велик, красив, светел. И последние слова определяют профессию художника необходимой: «Если я светить не буду, если ты светить не будешь, если мы светить не будем, кто тогда рассеет тьму?» Это ответ на вопрос, зачем нужны художники. Для света!
… Никуда не делась потребность показывать лучшие достижения детей в виде персональных и групповых выставок. Их уже сделано сотни. Пытаюсь не забрасывать перо и работать над стихами. Время от времени беру в руки гармошку или баян. Систематизирую материалы периодики в папки с тем, чтобы показывать их на школьном стенде, пополнять фонд раздаточного материала. Этим я занят уж лет тридцать.
О преподавании. В преподавании мне очень интересно тормошить детей – получить от них техническую и творческую «прибыль» и «сверхприбыль».
… Моя творческая методика – это всегда наморщенный лоб. Всегда решение непростой задачи. Лучше трудно, чем нудно. Получение …красивого ответа на каверзу преподавателя. Иначе говоря – принудить ребенка мыслить, а значит, создать для этого условия. Каких-то любимых техник, приемов у меня нет. Возможности самого материала – это то, на что опирается учитель. Что касается пластического искусства, в том числе керамики, ее выразительные возможности заключены в форме (скульптуре), потом в цвете, тоне, ритме. Ну и – вперед!
… Моим путем дополнительных трат себя на школу, на детей вряд ли сейчас кто пойдет… А школа ждет не только учителя (хотя большинство преподаватели), но и радетеля (радетелей)».
Стихи
Держал синицу…
Лучше синица в руках,
чем журавль в небе (Пословица)
Держал синицу,
Слышал журавлей.
А у синицы контуры жирней.
Крючками перьев небо бороздя,
журавль летел —
под брюхом два гвоздя.
В руках синица —
Радости комок.
Домашний взгляд и округленный бок.
Она чирикнет, а журавль простонет,
И звук
в бесстрастном воздухе потонет.
Смотрю на небо,
На ладони вниз.
И спора нет об участи двух птиц —
Пущу одну и обниму другую.
Я выбор в жизни
Только так толкую.
Моей деревне
Отродясь ни поместий, ни вотчин
Но у каждой семьи — по избе.
(А названье деревни — Заводчик)
Есть усадьба дворам и косьбе,
Огороду, акации праздной,
И полянке у каждых ворот.
Все мы были из местных, из разных,
Составляли ядрёный народ –
Тот гармонь тигосит, тот дреколье,
Третий мелет не чуя тюрьмы…
Лиды, Пети, Маруси да Коли.
Вспоминаем теперь – это мы.
Изгорода – стена крепостная
Проходи, пролетай – решето.
От кого защищала, не знаю,
Окружала деревню зато.
По её ли дырявой причине,
Что околица не на замке,
Покидали деревню мужчины —
Поначалу одни, налегке.
Городским опустела уводом…
Опосля затеваю сыр-бор:
Вот назвали б деревню Заводом
И стояла б она до сих пор.
2009 – 2010 г.
На фото: рисунки преподавателей и учеников ДХШ № 1, архивные фото
Внизу — ссылка на видео из керамической мастерской, где Иван Васильевич готовит глину для занятий
Подготовила Инна Постоян