Война глазами юных художников

В преддверии празднования 75-летнего юбилея Победы советского народа в Великой Отечественной войне и в рамках официальных культурынх мероприятий «Год памяти и славы» (https://.may9.ru), (http://www.mkso.ru/god-pamiati-i-siavi).

Детская художественная школа № 1 проводит серию тематических занятий и выставок для юных художников.

Так, ученики 8-го класса выполнили итоговые задания по станковой композиции в историческом жанре, взяв за основу Великую Отечественную войну. Данная выставка старшеклассников школы «Память нового поколения», состоящая из 20 работ, состоится ближе к основной дате праздника Победы – в конце апреля.

На прошедшем в феврале медотическом семинаре, посвященном преподаванию станковой композиции, педагог ДХШ № 1 Эльвира Анваровна Гаскарова подготовила доклад «Уроки мужества и патриотизма на занятиях по станковой композиции на примере событий Великой Отечественной воцны» о том, как проходила работа с учащимися, как они выбирали тему:

  • Ребята не так хорошо знают про войну, как наше поколение. Что объяснимо: в наших семьях были воспоминания живых участников тяжелого времени – наши бабушки и дедушки. Поэтому, прежде чем приступить к работе над выбором композиции, я рассказывала на занятиях о самых значимых моментах истории. За основу брала художественную литературу таких известных писателей, писавших про войну, как Даниил Гранин, Алесь Адамович, блокадный дневник Тани Савичевой. Им оказалось знакомо произведение Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», так как по нему сняты не один фильм уже. Последняя экранизация, где снялись современные молодые актеры, ребятам оказалась знакома. Советовала посмотреть совремнные военные фильмы: «Молодая гвардия», «Дневник Тани Савичевой», «Собибор», «Пианист» (Роман Полански), «17 мгновений весны», «В небе ночные ведьмы», «Штрафбат». Рассматривали тему подвига и самопожертвования на примере Александра Матросова и нашего, каменского, героя – Григория Кунавина. Мы знакомились с картинами известных художников и скульпторов, которые увековечили события Подвига в своих работах: Гелия Коржев, Евсея Моисеенко, Александря Лактионов, Евгения Вучетича, Эрнста Неизвестного и многих других. Чтобы добиться достоверности изображения, пришлось детально изучить военную технику того времени, военную форму, одежду и быт населения. Дети выбирали наиболее понравившийся сюжет, перерабатывали его и создавали собственную композицию.

Во время таких бесед, поясняет преподаватель, упор делался больше не на те ужасы, что совершили фашисты, а на подвиг нашего народа и на человеческие отношения в экстремальных условиях военного времени. Близкой и понятной для каменских ребят стала тема эвакуации заводов на Урал, самоотверженный труд на заводах во имя Победы – кратко познакомились с историей Уральского алюминиевого завода, обеспечивавшего во время войны фронт алюминием для самолетов. Одна из учениц, Настя Зырянова, взяла эту исорию за основу, изобразив в своей композиции «На производстве» подростков, работающих наравне совзрослыми у станка. А Арина Санина воодушевилась популярными в военное время плакатами Кукрыниксов, создав гуашью композицию плакатного типа «Зловещая тень фашизма». Тема женщины на войне затронула Марину Апкаеву – свою работу «А степная трава пахнет горечью..» она посвятила женщинам-летчицам, которых фашисты назвали «Ночные ведьмы».

Во время подготовки тематических занятий Эльвира Анваровна так вдохновилась темой Великой Отечественной войны, что написала стихи, в которые вложила все свои впечатления и эмоции:

«Скажите, люди, как нам жить,
Если такое сможем мы забыть?
Как яростно сражались наши деды!
Как весь народ шел к той весне Победы!
Как с ног валились с голода и из последних сил,
Чтоб внук их джинсы модные сейчас носил!
Как бой вели… Скрипя зубами, шли в атаку,
А то и голыми руками — свирепо, в драке —
Фашистов рвали в клочья, на куски!
Как зажимали их в стальные русские тиски!
В аду кромешном и в смертельной мясорубке —
Сражались! Мальчики седели в том бою, не замечая душегубки,
Медсестры юные с косичками, в косынках белых
Спасали раненых, вытаскивая их и закрывая своим телом.
Железо плавилось, земля от взрывов и от копоти, рыдая, ныла.
Но все ж страна в смертельной схватке победила!»…

Подготовила И.Постоян