Дорогие друзья, коллеги! Поздравляем вас с международным Днем художника! И пусть этот праздник не официальный, да к тому же Дней художника, как выяснилось, несколько, но, согласитесь, это замечательный повод напомнить о вечном и прекрасном. Желаем всем творческим людям вдохновения, исполнения всех ваших творческих желаний и любви!
Каменск-Уральская ДХШ № 1 отметила праздник весьма необычно. В канун праздника у нас прошла профессиональная фотосессия, организованная фотографом Александром Гусевым, с которым школа давно уже сотрудничает. Сама фотосессия проходила в стенах учебного заведения, которое выиграло грант БФ «Синара» на создание и оборудование детской фотостудии. Поэтому в праздничной акции использовалось школьное студийное оборудование, предназначенное для профессиональной съемки.
Конечный результат вы можете посмотреть на сайте Александра Гусева по ссылке ниже
А мы расскажем, как проходила фотосессия: фотографиями и рассуждениями моделей. Разумеется, моделями в фотосессии, посвященной Дню художника, выступили художники. Самыми смелыми оказались два педагога-художника — Эльвира Анваровна Гаскарова и Анна Александровна Дуванова. Главные героини ответили на несколько вопросов, связанных с их отношением к фотографии и своим изображениям.
— Вы – опытные педагоги и художники, со своим сложившимся художественным языком. А приходилось ли вам писать портреты, рисовать себя?
Эльвира Анваровна:
— Все хотят видеть свой портрет. Мы чувствуем себя, ощущаем, видим свое отражение в зеркале, и созерцаем как бы изнутри. Но особенно интересно узнать, как тебя видят другие. Это увлечение началось ещё в студенчестве. Сначала несмелые и неуверенные наброски, затем небольшие зарисовки, потом портреты в разных техниках. Очень большую серию лёгких и быстрых портретов сделала в ДКЦ прямо на занятиях в изостудии. Огромное множество мальчиков и девочек с такими интересными глазами и роскошными ресницами, косичками и бантиками, такими забавными носиками, задорные и задумчивые, лохматые и кудрявые, хитрые, лукавые, но очень индивидуальные и особенные. Конечно же, карандаш сам просился в руки, не рисовать их было просто невозможно. И потом, по моему стойкому личному убеждению, маленький рисунок с веселой рожицей — лучший момент радости для любого портретируемого.
Себя рисовала много раз, и меня рисовали в разном возрасте, но как-то не особенно меня всё устраивало в этих портретах — то нос не тот, то глаза не мои, то выражение лица неподходящее… Портрет — дело серьёзное, с лету не накидаешь! Но однажды я всё-таки победила и сделала автопортрет карандашом. Даже незавершённый, но он посмотрел на меня моим взглядом, и я осталась довольна…
Анна Александровна:
— Конечно. Думаю, все художники себя рисуют и рисовали, так как ты себя знаешь и представляешь лучше, чем другие. Больше всего себя рисовала, когда еще училась. Сейчас я часто меняю внешность (макияж, цвет волос, прически) и нет мотивации себя изображать. Лучше других порисовать.
— Какие у вас отношения с фотографией? Любите ли фотографировать? Применяете ли в фотографии приемы живописи и рисунка? Может, у вас в детстве был фотоаппарат?
Эльвира Анваровна:
— Я росла ещё в 20 веке. И в то далёкое время все увлекались фотографией. Кто-то профессионально, кто-то на любительском уровне. Мы, тогда ещё подростки, конечно же, набивались у кого-нибудь в тесной и маленькой ванной комнате и при свете красного фонаря вершили великое таинство проявки сначала фотопленки, а потом и печати самих фотографий. Это было настоящее химическое производство с ванночками, проявителями, закрепителями и, не дай бог, кто-нибудь непосвященный откроет в ванной дверь или включит свет! Всё летело в тартарары! Так было сделано множество любительских фотографий, которые остались в память о счастливой школьной поре, о беззаботном студенчестве, о неповторимой молодости.
Анна Александровна:
— Да, я люблю фотографировать. Началось это в колледже. Название моей дипломной работы связано с фото, я разрабатывала дизайн художественного фотосалона «Иллюзия времени». Фотография – дорогое удовольствие, поэтому эта идея «пылится в чулане». Фотографировать для меня не составляет труда, так как знаю, как правильно расположить объект, что приблизить, сто лишнее, как лучше направить свет и другие нюансы. Сейчас иногда фотографирую ребят-выпускников в школе искусств и составляю дизайн фото- и видеороликов.
— Любите ли сами фотографироваться? Считаете ли себя фотогеничной? И где вам больше всего нравится фотографироваться, в какой обстановке – студия, природа, домашняя обстановка?
Эльвира Анваровна:
— Никогда не считала себя фотогеничной. Боялась своего профиля, потому что нос мой мне категорически не нравился. Итак голова у меня непропорциональная для моего тела, так вот ещё нос был всегда просто здоровым. Когда он умудрился так быстро вырасти, для меня так и осталось загадкой!? Но с некоторых пор я привыкла к нему, присмотрелась и даже полюбила. Нашла в нем благородное сходство с такой неповторимой горбинкой Анны Ахматовой, и поняла, что с другим носом была бы уже не я, а просто рядовая тетя с маленьким носиком-пуговкой. А фотографировать меня заставила моя работа. Преподавание в колледже, выставки, конкурсы, события… Всё хотелось запечатлеть, всё оставить на память — красоту, впечатления, остановить время хотя бы на фото.
Фотографировать люблю, но не много. В 2013 году, с восторгом осматривала с высоты 920 м прекрасные чаши башкирских озёр, расположенных вокруг горнолыжной базы недалеко от Магнитогорска. Неописуемое восхищение пейзажем — воздух, солнце, простор и мерцающие глади водных поверхностей! Но каково же было мое разочарование, когда на фотографии всё это стало плоским, невыразительным, слишком простым. Вот тогда я поняла, что никакая супераппаратура не заменит живое восприятие природной красоты. Самым совершенным фиксатором в этом смысле всегда был и остаётся человеческий глаз и зоркий, цепкий, пытливый взгляд любознательного и наблюдательного человека.
Анна Александровна:
— Сама фотографироваться не люблю. Как и многие, считаю, что на фото очень видны недостатки внешности. У меня нет фото, которые мне нравятся. Даже на фото для паспорта мне пририсовали брови (спасибо, что не «монобровь»).
— Как вы относитесь к постановочным фото, к фотосессии? Объективна ли такая фотография и передает ли она правдивый образ человека?
Эльвира Анваровна:
— Постановочные фото-это хорошо. Возникает возможность создать интересную атмосферу, подобрать необычный антураж, выстроить пространство, задать направление и попробовать поймать самый необыкновенный момент. Большую роль в фотографии, я считаю, играет не только само изображение, но и некая философия мыслей и чувств художника-фотографа. Что он хочет показать в своих работах, какие чувства вызвать у зрителей, на чем сфокусировать внимание.
Анна Александровна:
— Постановочные фотографии, фотосессии должны быть. Они замораживают моменты нашей жизни. Это важно для нашей личной истории. Передает ли постановочное фото правдивый образ человека, это, скорее всего, как в лотерее – как повезет с фотографом.
— Поделитесь своим опытом модели в прошедшей в ДХШ фотосессии. Что вам понравилось, а в чем вы испытывали трудности? Изменилось ли отношение к себе, своему образу?
Эльвира Анваровна:
— В прошлом в профессиональных фотосессиях не участвовала. И с удовольствием попробовала себя в этом небольшом спектакле. Интересно, забавно и весело! Жду с нетерпением результатов, очень любопытно. С годами мы, конечно, не молодеем, но хочется почувствовать себя ещё в центре внимания объектива.
Совет для начинающих фотографов и моделей — не бойтесь экспериментировать!
Анна Александровна:
— В прошедшей фотосессии было интересно поучаствовать. Приобрести опыт, познакомиться с работой фотографа. Особых трудностей не было, так как обстановка на фотосессии располагала к общению, шуткам и, главное, к доверию фотографу. Плюс само действо происходило в родных школьных стенах, это второй дом, где работать – одно удовольствие. Многие коллеги даже нам «позавидовали». Себе на фото по-прежнему не нравлюсь. Лицо, как у рака, красное. Может, это внутреннее стеснение, не знаю… Других к работе с фотографией и к фотосессиям агитирую – дерзайте!
Спрашивала Инна Постоян